Закрыть ... [X]

Хохломская роспись рябина

/ Просмотров: 72432
Закрыть ... [X]

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Цель занятия:

Знакомить с красивым искусством хохломской росписи, воспитывать уважение к труду народных мастеров, воспевающих красоту русской природы в изделиях, созданных руками человека.

Учить хохломской росписи, используя основные элементы узора “травки”, узора “ягодки”. Расписать разделочную доску по своему эскизу, ритмично располагая элементы узоров “травки” и “ягодки”.

Материалы:

краски гуашевые желтого, красного, черного и зеленого цветов; клей ПВА; кисти беличьи №2 и №3; банка с водой; бумага белая, желтая, черная; палитра, тряпочка осушить кисть.

Предварительная работа:

Беседуем о красоте природы, читаем стихи. Наблюдаем, рассматриваем красоту природы и изображаем пейзажи в разное время года, натюрморты разными художественными материалами: гуашью, акварелью, пастелью, аппликацию, пластилином лепка барельефа.

Рассматриваем сложные листья рябины, расположение ягодок и лепка барельефа веточки рябины, в младших группах лепка из цветного пластилина (самостоятельно выбирают фон пластины, соответственно цвета ягодок и листьев).

 

Осень прекрасная пора. Золотом горят листья берез, краснеют спелые ягоды рябины, калины. Изображаем натюрморт из двух предметов: веточка рябины и яблоко (акварель). Далее изображаем натюрморт: веточка рябины гуашью тонкой кистью, а ягодки рисуем пальцем, самостоятельно выбирая теплый или холодный фон.

Рисуем осенние и зимние пейзажи пастелью.

В старшей группе рисуем натюрморт акварелью, веточка рябины в стеклянной вазе, ассиметрично располагая на бумаге.

Педагог:

– Ребята, я составила натюрморт из предметов декоративно − прикладного искусства. Посмотрите внимательно, какие изделия вы видите?

Гжельская керамика − ваза, Полхов − Майдан – матрешка, Дымковская игрушка − петух – свистулька, Павлов-Посад – платок. Хохлома − ложки, миска,

Рассматривание репродукции картины И.А. Широковой “Семеновская сказка”.

Педагог:

– Современные хохломские изделия посуду, мебель, сувениры – создают мастера фабрики “Хохломской художник” в селе Семине. И объединение “Хохломская роспись” находится в г. Семенове в Нижегородской области.

Предложить внимательно рассмотреть картину. Педагог задает вопросы детям: Какой росписью украшены в картине изделия? Отчего возникает ощущение радости, праздника, когда смотришь на картину? Уточнить об особенностях росписи: сравнить особенности рисунка, цвета, формы в декоративно – прикладном искусстве.

Педагог:

Эти все изделия созданы руками человека, как богата наша Россия умелыми мастерами, ведь такие изделия делают только в нашей стране, туристы со всего света покупают эти вещи.

Нужно детям дать посмотреть, потрогать руками изделия.

Педагог:

Только человек любящий природу, ежедневно наблюдающий, ее изменения, смог бы создать такую красоту! Люди всегда стремились к красоте, украшали дома резьбой, вышивали полотенца, вырезали игрушки из дерева. Люди, всем сердцем любили родную землю, низко кланялись земле, русская поговорка гласит: “Родная земля – мать, чужая – мачеха”. Издавна уезжая в дальние края, уходя на войну, брали горсть родной земли – он был оберегом. Нельзя плевать на землю, бросать мусор, потому что земля хлеб растит. Человек не может прожить без земли, без солнца, без воды – поэтому мы должны оберегать красоту природы. Люди любовались красотой родной природы, ощущая все прелести зимой, весной, летом, осенью воспевали в сказках и песнях.

Вспомните в “Крошечке – Хаврошечке”: “Поливай косточки почитай своих предков и будешь невестой”. И выросла яблоня: “ ветки серебристые, листья золотые, яблоки наливные”. Можно послушать в исполнении Рязанского народного хора: “Ты, рябина ли − рябинушка”. – А какая мелодия?

Дети отвечают: мелодия лирическая. Дерево Рябина − была образом сильной женщины.

Педагог:

– Жизнь была трудная, люди все делали своими руками; пахали землю, сажали, сеяли, убирали урожай. В селе Семине, Новопокровское из дерева точили и расписывали посуду, а село Хохлома – центр торговли в 7км. от − Семина. Показ детям хохломских ложек.

Педагог:

– А зачем надо было расписывать эти ложки? Обратите внимание на цвета. − красный, золотой, черный. − Какими узорами расписаны ложки? Одна растительным узором, тип “верховой” росписи – особенность состоит в нанесении рисунка мазками, листья зеленой и мелкие красные ягоды поверх золотого фона. Фон, просвечивающий сквозь ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. А другая узором “Кудрина”. “Кудрины” − золотистые кудреватые завитки, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Тип росписи “под фон” золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер сначала “наводит” кистью контуры мотивов, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали и добавляет поверх фона узор из травки. Изображение цветущих кустов, плодов, ягод – в древности было пожеланием добра, счастья и плодородия, принесут достаток и радость в дом. Сейчас мы будем расписывать эскиз. Вместо золотого цвета условно возьмем – желтый цвет. Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента сразу кистью:

“Осочки” − он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
“Травинки” − это мазки с небольшим плавным утолщением;
“Капельки” − мазок прикладыванием кисти;
“Усики” − рисуется в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. “Завитки” − выполняются с легким нажимом в середине элемента;
 “Кустик” − это наиболее сложный элемент, состоит из более простых симметрично расположенных элементов – “осочек”, “травинок”, “капелек”, “усиков”, и “завитков”.

 Узор “Ягодки”: ягодки смородины и рябины рисуем пальцем. Крыжовник, клубнику, малину рисуем кистью, по высохшей краске ягоды “разживляются” желтым цветом.

Дети рисовали на тему: “Чего я боюсь?”, оказалось, что очень многие боятся темноты. Поэтому на тонированной бумаге черного цвета проводим тоненькую плавную линию – “криуля” − завиток, он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем пальчиком наносим ягодки рябины, дополняем элементом “травки”, тоненькие кустики по 4-5шт., как-бы подул ветерок и наклонил травку, держим кисть прямо и работаем кончиком кисти, затем слегка наклоняем и снова выпрямляем кисть и выводим травку.

Только после изучения красоты природы и узоров “травка” и “ягодки” приступаем к эскизу, а потом росписи деревянной доски (при росписи на доске в гуашь добавляем клей ПВА, чтобы при лакировании сохранить рисунок).

Находим слева середину и проводим “криулю”, соблюдая ритм, чередуем ягодки и листья, а затем “травку”. Нужно обратить внимание на композицию сильно к краю не подходим, не спеша аккуратно расписываем. Во время работы, смотрю, как дети работают, уточняю детали, на другом листе рука в руке показываю элементы “травка”. Если не получается нужно много раз попробовать, добиваться красоты узоров, замечаю, что надо очень стараться, расписываем разделочную доску в подарок маме.

Расписываем с детьми маленькие тарелочки, брошки, шкатулки, самый лучший подарок, тот, что сделан своими руками, с пожеланиями добра и радости.

 

 

В старших группах нужно объяснить особенность техники золотой окраски хохломских художников – получение золотистого цвета без применения золота. Технология производства состоит в следующем: выточенные из дерева предметы подвергают грунтовке – натирают раствором глины, маслом и порошком алюминия. В роспись они поступают гладкими, блестящими, похожими на металлические. После росписи на изделие наносят лак. Затем изделие закаливают в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака, приобретает янтарный оттенок, а поверхность дерева, закрашенная алюминиевым порошком, становится похожей на золотую.

Золотом горят листья берез, краснеют спелые ягоды рябины, такая же нарядная и веселая, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на ярмарках в старинном селе Хохлома. Расписаны на ней травы, листья, цветы, ягоды, сказочные жар – птицы. Будто это не обыкновенные деревянные ложки, миски, ковши – братины, а золотые!


Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632027/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Схемы котиков крючком
Как вязать двойной вязкой
Роза оригами фото
Вяжем розы спицами
Журнал вязание для дам
Как связать шапку для куклы крючком
Жгут "Аспид" сделано своими руками


Хохломская роспись рябина
Хохломская роспись рябина


Прекрасная рябина в творчестве мастеров: публикации и мастер-классы
История хохломской росписи МирТесен - рекомендательная социальная сеть



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ